Археологические раскопки

Археологические раскопкиС целью исследования кувшинных погребений А. К. Алекперов в 1927 г. вёл археологические раскопки в окрестностях развалин Галатепе. В результате раскопок были установлены происхождение и принадлежность кувшинных погребений Азербайджана, пути их распространения в Закавказье, а также приблизительные хронологические рамки. На основе выявленного археологического материала были сделаны довольно глубокие выводы. По мнению А. К. Алекперова, топонимика района распространения кувшинных погребений была связана с одним из албанских племён с гаргарами, обитавшими, вероятно, на территории Мильской степи. Достоверность данной гипотезы довольно трудно доказать. Однако, поскольку археологическими исследованиями установлено, что этот тип памятников был широко распространён на территории всего Закавказья, приписывание обряда кувшинных погребений лишь одному из албанских племён не представляется правильным.

Это подтверждают также кувшинные погребения Мильской степи, наиболее ранние из которых одновременны нахичеванской крашенной керамике и инвентарю из каменных ящиков. Необходимо отметить, что хотя кувшинные погребения Мильской степи не полностью синхронны с отмеченными выше памятниками, между ними всё же существовала преемственная связь. А. К. Алекперов связывал появление кувшинных погребений с отмиранием традиции захоронения в каменных ящиках и заменой её новой, не касаясь при этом общественных факторов, вызвавших эти изменения. Если мнение о том, что эта религиозная традиция пришла к нам с юга, обоснована, то эти изменения, возможно, были связаны с отражением нового религиозного мировоззрения определённых общественных групп. В этом случае появление кувшинных погребений на территории Азербайджана можно объяснить результатом влияния на население Албании господствовавшего в этот период в Иране, Средней Азии и на Ближнем Востоке зороастризма. Эта религиозная идеология, укоренившись в сознании людей, оказала сильное влияние на их духовную культуру и оставила свои следы в материальной культуре. Так, кувшинные и вапночные погребения, оссуарии, погребальные амфоры и т. п., являясь продуктом единого религиозного воззрения, были распространены на различных территориях. Разнообразные по форме они служили сохранению всего трупа, отдельных его костей или пепла умершего. В Иране и Средней Азии, в основном, встречаются захоронения отдельных человеческих костей, а в Закавказье, в частности в Азербайджане, захоронение трупа в целом. Это явление, т. е. захоронение трупа в целом, наблюдается и в других местах, но связь этого обряда с какими-либо традициями или обрядами пока еще не установлена. По нашему предположению, отклонения от соблюдения сложного погребального обряда были связаны с желанием упростить изнурительный ритуал.

Похожие записи

  • 26.04.2014 Отрывочный характер Сообщения античных авторов довольно немногочисленны и часто носят отрывочный характер, поэтому, опираясь только на них, невозможно в полной мере осветить многие вопросы истории и материальной культ...
  • 20.04.2014 Фрагменты стеклянных бокалов На глубине 1-1,2 м были обнаружены керамические изделия. Кроме того, там были найдены фрагменты стеклянных бокалов и браслетов. Глубже 1,2-1,3 м были выявлены остатки основания сооружений из сырцов...